Движение
Мероприятия
Новости
Библиотека
Ярмарка
Общение

Родовые поместья и экопоселения Беларусь статистика ecoby.info
По любым вопросам пишите на почту info@ecoby.info

Вход

:

:

Запомнить

Белорусский рейтинг MyMinsk.comКаталог TUT.BY
RATING ALL.BYRambler's Top100
Экодомпроект. Экодома с нулевым энергопотреблением
Яндекс.Метрика

Культура содержит животворный импульс для возрождения сельских общи

Дата
2012-11-28
Автор
Ратмир
Просмотров
2139
Тип
в мире

О творческих программах трансформации сельских общин, довольно узком понимании культуры и ее экономического аспекта, а также о «агентах изменений» в сельской среде «День» беседовал с основательницей платформы поддержки городских творческих инициатив БОЛЬШАЯ ИДЕЯ, менеджером культуры Ириной СОЛОВЕЙ.

«УКОРЕНЕННЫЕ»: ПО СЛОВАМ ЛЕОНИДА КАНТЕРА И ДИАНЫ КАРПЕНКО, ТРУДНОСТЕЙ НА ХУТОРЕ ХВАТАЕТ, НО «ВСЕ ОНИ — В РАДОСТЬ», ВЕДЬ ТАКАЯ ЖИЗНЬ ДАЕТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ. НА ФОТО: ДИАНА КАРПЕНКО ВО ВРЕМЯ ФЕСТИВАЛЯ «ХЛЕБ»














— При каких условиях художественно-культурная составляющая может стать толчком к возрождению или развитию села?

— Сегодня жители небольших городков, поселков и сел преимущественно разуверены и чувствуют себя беспомощными. Они понимают, что не влияют на ситуацию и не могут ее изменить. В этом случае активация культурной составляющей в жизни села сплачивает людей и определяет движущие ценности. Если в селе работает Дом культуры или библиотека, которые отвечают потребностям местного населения, то люди получают новые возможности для образования, самоорганизации и поиска решений.

— То есть, сегодня село может стать своеобразным культурно-художественным центром? Или это прерогатива больших городов?

— Своеобразным культурно-художественным центром может стать и пустыня, о чем свидетельствует фестиваль Burning Man в Неваде (США), который ежегодно посещают десятки тысяч участников. А в Украине Леонид Кантер и Диана Карпенко превратили практически опустевшее село Обырок в магнит для культурно ангажированного люда со всего мира. И таких примеров можно привести немало. Например, Garage Gang Kollektiv претворил в жизнь проект FURA KULTURA. Этим он отрицал узкое понимание культурного центра как фиксированного физического пространства, в котором сосредоточены ресурсы времени, информации и денег. Мобильная коммуникационная студия посещала разные города, где создавала пространство для культурного взаимообмена между активными жителями городов, творческими коллективами, деловыми кругами и представителями власти.

Культурно-художественный центр, который способствует рождению новых смыслов и форм познания, может возникнуть где угодно. Для этого нужны желания и решительность. А чтобы такой центр имел влияние на сообщество, его нужно создавать профессионально и последовательно. Чтобы он ежедневно налаживал живую коммуникацию между людьми, а не был зданием с предметами искусства внутри.

— Действительно ли достаточно лишь желания нескольких культурных деятелей, чтобы оживить устоявшееся архаичное сообщество?

— Претворяя в жизнь свои программы, мы часто встречаем энергичных людей, которые в своих стремлениях руководствуются парадигмой «я могу», вместо потребительской «я хочу». Это «агенты изменений», которые своими идеями и действиями умеют активизировать жизнь сообществ. В своих творческих проектах они умело взаимодействуют с обществом, партнерами и локациями. Однако в украинском контексте таким независимым инициативам недостает сотрудничества с другими релевантными актерами местного сообщества — властью, бизнесом, авторитетными общественными институциями и медиа.

— Почему сегодня такое сотрудничество не налажено или оно настолько слабое для того, чтобы что-то изменить?

— Основные причины — узкое понимание социально-экономического влияния культуры и несовершенство, а то и отсутствие, адекватных механизмов формирования многостороннего взаимодействия. Нет понимания того, что культура содержит животворный импульс для возрождения общин, в том числе сельских.

Когда дело доходит до оценки значения культуры, украинские чиновники, медиа и широкая общественность пользуются устаревшими трактовками. Такое восприятие культуры не учитывает, например, результатов работы творческих общественных организаций, инновационных веб-платформ, локальных низовых инициатив и серий публичных событий в форматах дискуссионных клубов или художественных интервенций. Экономическое влияние культуры на конкурентоспособность территорий в Украине признано лишь в контексте туризма, но нет примеров формирования привлекательности места через развитие определенных творческих индустрий. Это значит, что культуру до сих пор воспринимают как развлечение и не видят ее потенциала для образования и содержания талантов. Чтобы укрепить влияние культуры на благосостояние обществ, необходима четкая государственная культурная стратегия и согласованы с ней нормативные и регулирующие инструменты.

— Насколько это реально в нынешних кризисных условиях? Кто должен этим заниматься и что для этого нужно?

— Условия кризиса являются самым благоприятным моментом для начала любых системных изменений, особенно в культуре. Именно тогда формируются новые центры притяжения, которые определяют модель развития всей сферы — вплоть до следующего кризиса. Это касается и отдельных территориальных общин. Если хотя бы у двух людей в сообществе есть желание и решительность объединить усилия для создания новой ситуации, значит, пришло время действовать в полную силу.

Прежде всего, инициаторам проектов, нацеленных на развитие сел, нужно ответить на три вопроса: что яркого и интересного в жизни сообщества было в прошлом, что можно расценивать как резервы творческого, экономического и социального потенциала общины сегодня, и какая цель могла бы стать мотивирующей для жителей села в будущем? Поиск ответов путем непосредственных бесед с авторитетными односельчанами является замечательным случаем инициировать в общине обсуждение перспектив ее развития. А продуманные ответы образуют своеобразную систему координат для культурной карты развития сообщества.

Еще одним действенным вариантом является ситуация, когда индивидуальные художники собственный творческий интерес реализовывают в местном контексте.

— Нужно ли вообще искусство украинскому селу в контексте урбанизации мира и вымирания сел?

— Познакомиться с произведением искусства — значит, пережить что-то новое. Сразу хочу предостеречь от узкой трактовки искусства. Актуальная культура не сосредоточена лишь на сохранении наследия или создании изысканного искусства, а связана с современными субъективностями. Вместо того чтобы быть маргинализированным или «безразличным» к реалиям повседневной жизни, актуальное искусство начинается с интимных, неофициальных, часто незаметных аспектов человеческой жизни. Такое искусство творится в открытом диалоге и активном взаимодействии с аудиторией. Поэтому проект развития общин должен иметь обратную связь. Такая простая возможность гарантирует переворот в самоопределении сообщества, то есть того, как люди воспринимают самих себя. Изменить место, в котором мы живем, — значит, изменить себя самих. Люди ежедневно говорят о желаемом будущем, но часто остаются закрытыми и не толерантными к новым вещам. Не стоит ожидать, что каждый в селе скажет, что нуждается в вашем искусстве.

Урбанизация и упадок села является прямым продуктом поиска людьми лучшей жизни и возможностей для самореализации. Если люди получат эти опции там, где они родились и выросли, большинство из них останется в родных местах. С другой стороны, свойственная настоящему времени высокая мобильность населения является важным стимулом для руководителей общин задуматься над ее укреплением и привлекательностью. Иначе есть риск потерять бесценный капитал — людей.

— Как можно усилить культурно-художественную составляющую в селах? Откуда должна исходить инициатива — от жителей села, членов местной общины или «извне»?

— Есть множество путей культурного обогащения села, из которого впоследствии может образоваться сильная образовательная база или интересная экономическая модель. Каждый из этих путей требует работы в команде, сильных лидеров и четких зон ответственности, а также умения быстро схватывать все новое. Инициативу должны проявлять те, кто имеет предпринимательский дух и является достаточно смелым, чтобы верить в мудрость общины, а также готов посвятить последующие 5—7 лет общине.

Клуб, Дом культуры или библиотека — это ценная частью культурной инфраструктуры села лишь тогда, когда они действуют как открытые центры местной активности. Такие заведения должны ориентироваться на потребности общины, иначе процесс не сможет органично развиваться и подпитывать мотивацию жителей.

— Художественная платформа «Большая идея» исследует эту тему. Какие сегодня есть интересные идеи относительно развития села именно в культурной сфере?

— На платформе «Большая идея» преобладают идеи и опыт модернизации городов, однако есть несколько историй о селах. Интересный опыт культурного возрождения украинского депрессивного села Кардашинки имеет херсонский Центр молодежных инициатив «Тотем». Не менее интересным является проект Дарьи Каленюк «Молодежь сел». Его суть — в организации визитов городских профессионалов к сельской молодежи с лекциями и презентациями на разные темы — от литературы до экодизайна. Самая смелая идея — резидентский проект художницы Алевтины Кахидзе и ее мужа Владимира Бабюка «Розширена історія Музичів», который они реализовывают в одноименном селе под Киевом. В мае наша команда пригласила Алевтину посетить четыре крымских села в рамках второго года программы «Свято Генерацій», чтобы мобилизировать местных людей для воплощения в жизнь значимых для общины проектов. Перфоманс художницы «Можливо, диво!» получил потрясающую реакцию со стороны жителей села. Он проходил в местах, где искусство является неожиданным: на рынке, школьном дворе и т. д. Таким образом, работа художницы дала возможность пережить общий опыт — и на глазах превращала толпу в сплоченную общину.

Не «хуторские» идеи с хутора

Как творческие люди формируют качественно новую модель украинского села на культурно-художественной основе и благодаря... скоростному Интернету

 

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛЕОНИДОМ КАНТЕРОМ

 

«Новые хуторяне»: В 2007 году известные путешественники и специалисты в области аудиовизуального искусства Леонид Кантер и его жена Диана Карпенко променяли комфортный Киев на заброшенный хутор Обырок в лесу. С тех пор поселение стало известным центром культурной ЖИЗНИ и ИСКУССТВА
















Недавно украинское правительство приняло Постановление №95 с целью привлечь 150 миллионов долларов инвестиций для реализации проекта «Село будущего». Название проекта — претензионное и многообещающее. Особенно в контексте стремительного сокращения количества сел в Украине. Впрочем, как оказалось, «Село будущего» — это не отдельный общегосударственный проект, а часть национальной программы... «Возрожденное скотоводство». Он предусматривает строительство в Харьковской области образцового высокотехнологического АПК по производству мясомолочной и плодоовощной продукции и современной социально-бытовой инфраструктуры для специалистов. Но достаточно ли этого для того, чтобы создать настоящее «село будущего», сформировать качественно новую модель современного села?

Когда речь идет о развитии села, то чаще всего культурная составляющая остается вне контекста. Хотя именно она является чувствительным показателем благополучия и уровня жизни: вынужденным выживать — не до искусства и культурного досуга. Сегодня экономическое влияние культуры на конкурентоспособность территорий в Украине признают лишь в контексте туризма, суживая ее реальные возможности в консолидации и мотивации сельского населения. А зря. Испокон веков украинское село было чем-то большим, чем сельскохозяйственными угодьями. Развивая собственную «хуторную философию», Пантелеймон Кулиш писал, что именно на «хуторе», а не в городе человеку открываются новые смыслы бытия — простота, цельность, честность ежедневной жизни, «укоренение» в аутентичную «почву». Здесь просыпается творчество, подпитанное природой, Богом и генетической памятью. Современному человеку — творческому и мыслящему — село может предложить новые возможности, которые раньше в этом контексте не рассматривались. А появление такого человека в селе, в свою очередь, может стать толчком к его возрождению и развитию. И позитивные примеры этому есть — художественный хутор «Обырок», село Легедзино, арт-резиденция Алевтины Кахидзе в Музычах. Как говорят наши герои, сегодня место не имеет никакого значения — имеет лишь человек. Даже на отдаленном хуторе можно создать мощный культурно-художественный центр: благодаря Интернету доступ к знаниям и информации есть практически всюду, а творческого пространства в сельской местности значительно больше, чем в городах. Как писал П. Кулиш в «Хуторной философии и отдаленной от мира поэзии»: «У город — по гроші, в село — по розум».

«День» попробовал исследовать, реально ли возродить украинское село, взяв за основу культурную и художественную составляющие.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: КАК СОЗДАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ХУТОР

Творческий хутор Обирок не так давно был одним из многих заброшенных и почти вымерших сел на Черниговщине. Пять лет назад кинорежиссер Леонид Кантер вместе с женой Дианой Карпенко, известные своими путешествиями-акциями «С Табуретом к Океану», основали здесь творческое экопоселение. «За это время здесь побывало свыше трех тысяч гостей из 15 стран мира. Большинство из них ехали сюда прямо из аэропорта, не заезжая в столицу и другие большие города. Потому что здесь сконцентрировано все лучшее и сюда не попала ни городская грязь, ни окурки, ни пьяницы», — рассказывает «Дню» основатель хутора Леонид Кантер.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛЕОНИДОМ КАНТЕРОМ

 

Целый год в эко-поселении Обырок — насыщенная культурная программа: зимой супруги вместе с друзьями, гостями и жителями хутора готовят фестиваль колядок, весной — засевают хлеб, а летом — активно отдыхают

Сегодня в Обирке, кроме семьи Кантеров, проживает еще шесть семей. Здесь есть собственный кинотеатр или, как его называют, — Киносарай, где регулярно показывают украинское кино (кстати, фильм Михаила Ильенко «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» жители Обирка посмотрели одними из первых). Воспитывая своих двух дочек — Магдалену и Патагонию — в духе естественной свободы, Леонид и Диана ежегодно устраивают на хуторе творческий лагерь для малышей «Дети Природы». В целом художественная жизнь на хуторе не останавливается никогда: здесь проходят разнообразные творческие акции, театральные спектакли, фестивали. Например, уже традиционные «Колядки International», над которыми совместно с украинскими участниками работают уличные артисты и народные коллективы из России, Беларуси, Финляндии, Литвы, Франции, Италии, Израиля, США, Канады, Кубы, Мексики и других стран.

«Каждые два месяца, а то и чаще мы проводим художественные фестивали, праздники, встречи, на которых собираются люди из разных стран и делятся уникальным опытом. Это стимулирует нас к развитию поселения, а также становится примером для других. Сегодня, вдохновленные украинским примером, подобное поселение создали и белорусы...» — рассказывает Кантер. Кинорежиссер и путешественник уверен: для того, чтобы оживить культурную среду села, достаточно желания и решительности нескольких энтузиастов и художников. «Каждое село может стать таким! У нас здесь не Крым и не Карпаты, но кто был — все в восторге! Успех зависит от людей, которые эти поселения создают», — говорит «новый крестьянин».

О ТВОРЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТАХ «СЕЛЬСКОЙ РОМАНТИКИ»

Еще одно село, успех которого строится на творческой активности небезразличных людей — Легедзино в Черкасской области. Именно здесь местный учитель истории Владислав Чабанюк уже более 15 лет возглавляет любительскую киностудию «Мальва». За годы ее существования мир увидели шесть игровых лент, среди которых: «Ойра», «Янычар», «Яблоки созрели». А последние несколько лет здесь снимали фильм по мотивам «Сказки о Черном Казаке» Сашка Лирника. В массовке — местные жители, в качестве инвентаря — «сокровища» из их ларей и шкафов...

Ежегодно в Легедзино на территории заповедника «Трипольская культура», который также возглавляет Владислав Чабанюк, проходит толока. Как объясняет директор заповедника-музея, «музей еще недостроен, и при отсутствии финансирования придется выдумывать разные пути привлечения как можно большего количества людей к его созданию. «На толоку люди приезжают из многих уголков Украины, даже из других стран. Местные жители также начали активнее принимать в этом участие, хотя все еще достаточно настороженно относятся к нашим инициативам», — рассказывает Чабанюк и добавляет: «Инициатива должна исходить от самих жителей села. Чаще всего это люди консервативные, и на новых людей смотрят как на чужих. А когда кто-нибудь из своей среды начинает что-нибудь делать, это воспринимается лучше, чем когда это делает кто-то «извне». Нужно, чтобы люди сами хотели что-либо изменить, ведь мы всегда ждем кого-то или чего-то — нового президента, новую власть, чуда...» — рассказывает Чабанюк.

ФОТО С САЙТА hlib2012.org

 

В этом году на хуторе «Остров Обырок» состоялся фестиваль «Хлеб». Здесь засевали, собирали, жали, молотили, мололи и выпекали хлеб. На фото: Леонид Кантер во время весенней части праздника

Художественная среда Легедзино, сформированная творческими и активными людьми, понемногу «обрастает» новыми участниками. Среди жителей села — американский режиссер экспериментального кино Наоми Умань, которая несколько лет назад купила здесь дом и начала новую жизнь в украинской глубинке. Сельская романтика и новый опыт вдохновили Наоми на съемки документальных фильмов о селе и своей жизни в нем. О том, что Легедзино является мощным источником вдохновения, свидетельствует и персональная выставка работ режиссера, созданных в стиле наивной народной живописи.

Как показывает опыт села Легедзино, если жителей села заинтересовать своей деятельностью, привлечь и мотивировать, они примут такого «новатора» в свое устоявшееся сообщество. «Нужно, чтобы они были активными участниками события, а не просто свидетелями», — поясняет Владислав Чабанюк. Это процесс не одного дня, но и поле для деятельности здесь широкое — в сельской местности, как правило, недостает условий для культурного отдыха: то же кино здесь уже давно не показывают. И именно это дает широкие возможности тем, кто хочет оживить сельскую культурную среду.

Так, в творческом эко-поселении Обирок новые хуторяне сразу же нашли общий язык с местными жителями. Селяне не только с интересом наблюдают за творческими акциями и фестивалями, а и с удовольствием принимают в них участие. «Это пожилые люди, самым молодым из которых — по 60 лет. Как-то приезжала к нам группа «Перкалаба», и лесник с женой так плясали, словно студенты. Даже баба Ульяна, которой уже девятый десяток пошел и которая после шести вечера дом на все замки запирает, и та танцевала до полуночи, а затем пришла в Киносарай фильм смотреть», — делится своим опытом дружбы между старыми и новыми жителями Обирка Леонид Кантер.

АЛЕВТИНА И МУЗЫЧИ: АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ В СЕЛЕ

Иногда наиболее действенным является вариант инициативы «извне», особенно если село не имеет или не умеет показать свое культурное, историческое или природное богатство. В селе Музычи, которое расположено в 19 километрах от Киева, уже четыре года действует международная арт-резиденция. Ее основала известная украинская художница Алевтина Кахидзе вместе с мужем Владимиром Бабюком. Это своеобразная творческая площадка для художников в самом широком значении слова. Сюда приезжают пожить и погрузиться в творчество художники, режиссеры, теоретики со всего мира. «Наш проект называется «Расширенная история Музычей». Идея такова, что в селе кто-то появляется, живет и творит, — и это якобы становится поводом для гордости его жителей. С другой стороны, они даже не знают, что это за люди, и ничего из этого не берут для своей жизни», — объясняет «Дню» Алевтина. О селе уже знают в мире, ведь художники, побывав здесь в резиденции, возвращаются домой и рассказывают там о Музычах. За эти годы в селе побывали восемь художников из Сингапура, Швейцарии, Германии и Польши.

«В связи с тем, что я много путешествовала, принимая участие в разнообразных международных резиденциях, возникла идея сделать что-то подобное и здесь, в Музычах. В городе очень трудно найти дополнительное пространство, а в селе оно есть. Я родилась и росла в довольно маленьком городке Ждановка в Донецкой области, и когда начала заниматься творческими проектами, поняла, что вмешательство в такое непростое пространство, как села и маленькие города, — это очень щекотливое дело», — рассказывает Алевтина. По словам художницы, наиболее открыты ко всему новому дети, и Музычи в этом плане — не исключение. «Дети часто сидят около моих резидентов, они знают, кто это такие. Для них резиденция для иностранных художников — нормальная и понятная вещь. Я думаю, что для молодого поколения это все станет нормой», — подытоживает художница.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАКРУЧИВАЮТ ВОКРУГ СЕБЯ МИР

Все эти истории наглядно демонстрируют, что одним из важнейших условий для возрождения и развития села является наличие творческих людей, которые не боятся воплощать в жизнь свои идеи.

«О таких селах знают, потому что там появляется кто-то, кто начинает творить и закручивает вокруг этого места целый мир. Таких сел в Украине немало, поскольку есть много талантливых людей, которые создают свой круг, и в конечном итоге эти круги начинают расходиться от своего центра так далеко, что встречают новые круги. Именно так, медленно мы создаем украинское общество», — объясняет «Дню» Ольга Годованец, журналист, фотограф и продюсер «Сказки о Черном Казаке». В случае с Легедзино, убеждена Ольга, успех села — именно в людях. В частности, во Владиславе Чабанюке, который «родился с пониманием, что не столько того мира, что в окне, и теперь весь мир пытается заглянуть в окно его хаты».

И хотя такие творческие поселения, как хутор Обирок и Легедзино, все еще являются единичными примерами на карте Украине, Леонид Кантер убежден: совсем скоро это станет позитивной тенденцией. «Нужно дать вымереть всему, что стремится вымереть, либо переехать в мегаполис тем, кто мечтает о квартире в небоскребе, — и тогда их место займут молодые, полные вдохновения люди с новым складом ума. Это не только украинская тенденция, это — мировой процесс. На планете начинается зеленая революция», — подытоживает Леонид.

Источник: http://www.day.kiev.ua/237845/




Вернуться